Перейти к основному содержанию

Вы здесь

Полифункциональные образовательные технологии в коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Н. Н. Яковлева .

Н. Н. Яковлева

 СПбАППО, Институт детства, Санкт-Петербург, Россия

 

Ориентированность современного образовательного учреждения на развитие личности ребенка, на раскрытие его творческих способностей, а специального (коррекционного) образовательного учреждения на развитие потенциальных возможностей детей, значимых профессионально-трудовых умений требует создания особых психолого-педагогических условий, соответствующего профессионально-личностного уровня развития педагогов.

Мы представляем модель реализации программы развития детского дома на основе здоровьесберегающих технологий. Она включает:

·                                                  педагогические условия (комплексный характер сопровождения учащихся с привлечением специалистов; создание предметно-развивающей среды, соответствующей особенностям учащихся; организация образовательного процесса на основе выделения модулей, каждый из которых имеет определенную значимую для реализации педагогических условий цель);

·                                                  обеспечение содержания вышеперечисленных условий посредством использования модульной системы в учебно-воспитательном процессе.

Акцент в работе образовательного учреждения был сделан на реализации экспериментальной программы «Система взаимодействия медицинской и психолого-педагогической службы специального детского дома-школы № 18 Санкт-Петербурга как фактор обеспечения и укрепления здоровья воспитанников».

Здоровьесберегающие технологии объединяют в себе все направления деятельности по формированию, сохранению и укреплению здоровья детей. Цель здоровьесберегающих технологий — обеспечить возможность сохранения здоровья ребенка в период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Выбор проблемы и ее актуальность неслучайны. С каждым годом растет количество детей с той или иной патологией здоровья. В детском доме, наряду с нарушением познавательной, эмоционально-волевой сферы, заметно снижение состояния соматического и психического здоровья, что еще в большей степени усугубляется психической депривацией. Однако каждый ребенок индивидуален, требует к себе особого внимания, поэтому возникла необходимость:

·                                                  в глубоком и всестороннем изучении личности ребенка с проблемами в развитии;

·                                                  в создании условий для его развития с учетом индивидуальных способностей каждого ребенка;

·                                                  в личностно-ориентированной подготовке педагогов к работе с детьми в условиях использования разных вариантов программ валеологической и образовательной деятельности;

·                                                  в создании внутришкольной системы профессионального совершенствования педагогов и работников медицинской и психологической служб, направленной на повышение эффективности их профессиональной деятельности.

Были определены цель программы (разработать и апробировать систему взаимодействия медицинской и психолого-педагогической службы, направленную на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, формирование основ здорового образа жизни), задачи и основные этапы работы в целом, а также цели, задачи и содержание деятельности коллектива на каждом этапе.

В результате решены следующие задачи:

·                                           проведена диагностика состояния соматического и неврологического здоровья детей и на ее основе создается компьютерная информационная база данных;

·                                           создана модель взаимодействия медицинской и психолого-педагогической службы, с целью обеспечения условий для сохранения, укрепления физического, психического здоровья детей в соответствии с их психофизиологическими возможностями;

·                                           составлены и апробированы методики психолого-педагогического обследования детей, разработаны диагностические карты;

·                                           составлены и оформлены индивидуальные «карты-развития» каждого воспитанника детского дома, где определены оздоровительно-образовательные маршруты.

Кроме того, выделены критерии оценки результативности реализации эксперимента:

·                                                  частота заболеваемости воспитанников и педагогов;

·                                                  соблюдение гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса;

·                                                  качество питания;

·                                                  физическая активность детей в течение дня;

·                                                  проведение уроков в соответствии с принципами здоровьесберегающих технологий;

·                                                  соответствие организации образовательного процесса принципам здоровьесберегающих технологий;

·                                                  психологический климат в школе;

·                                                  уровень грамотности участников образовательного процесса (педагоги, воспитанники) по вопросам здоровья;

·                                                  организация коррекционно-развивающей среды, способствующей сохранению и укреплению здоровья воспитанников.

В рамках экспериментальной программы:

·                                           создана система работы службы сопровождения, составлены диагностические карты, на основании которых осуществляется анализ развития ребенка и при необходимости разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут;

·                                           четко работает механизм взаимодействия медицинской службы и педагогов ОУ.

Экспериментальная работа по реализации коррекционно-развивающих задач на основе здоровьесберегающих технологий велась в трех направлениях:

Первое направление ― психокоррекционная работа в условиях темной сенсорной комнаты. Для реализации задач индивидуального сопровождения детей, оказания им своевременной, эффективной медико-психологической помощи использовались технологии психокоррекционной работы в темной сенсорной комнате (производитель ООО «ПКФ “АЛЬМА”», Санкт-Петербург). Для этого активно использовались материалы учебно-методического пособия «Сенсорная комната — волшебный мир здоровья».

Систематическое, но индивидуально дозированное (в зависимости от возраста, наличия психологических и медицинских проблем) пребывание воспитанников детского дома в среде темной сенсорной комнаты позволяет решать следующие основные задачи:

·                                 гармонизировать их психоэмоциональное состояние;

·                                 коррегировать нарушения эмоционально-волевой сферы учащихся;

·                                 развить познавательную деятельность детей, воспитывающихся в условиях депривации, их интерес к исследовательской деятельности;

·                                 стимулировать все сенсорные процессы;

·                                 развить общую и мелкую моторику, скорректировать двигательные нарушения детей с ограниченными возможностями здоровья;

·                                 помочь воспитанникам детского дома, оказавшимся в стрессовой ситуации, легче преодолеть ее.

Для решения задач первого направления организуется работа по профилактике вредных привычек (токсикомании, курения, алкоголя). Она осуществляется психологами, воспитателями и социальными педагогами как в ходе занятий в темной сенсорной комнате, так и в рамках деятельности клуба «Мы выбираем, нас выбирают».

Второе направление — физическое развитие воспитанников детского дома на основе совершенствования их координационных и сенсорно-перцептивных функций. Поскольку практически все воспитанники детского дома имеют хронические заболевания, отягощенный неврологический анамнез, большое значение уделялась, прежде всего, специальным занятиям в условиях комнаты сенсомоторного развития. В детском доме оборудованы тренажерный зал и кабинет для занятий ЛФК. Эта работа проводится и во время режимных моментов, на специально организованных сенсомоторных занятиях в рекреациях детского дома. В медицинском кабинете детям проводят сеансы массажа, оказывают физиотерапевтическую помощь.

Для физического развития воспитанников детского дома используется специальное полифункциональное оборудование: сухой бассейн, различные модули, например вестибулярный тренажер «Перекати поле», коврики «Гофр», лента-гусеница и др. Так, с применением полифункционального игрового оборудования проводится утренняя зарядка. Причем почти во всех группах ее проводят дети-тренеры. О серьезных достижениях в спорте свидетельствуют многочисленные кубки, грамоты.

Один раз в сезон в детском доме проводятся дни здоровья. Они способствуют укреплению здоровья, созданию положительного эмоционального фона, физическому развитию.

Третье направление работы — специальные занятия по формированию основ безопасности жизнедеятельности, то есть правил дорожного движения. Ограниченный жизненный опыт воспитанников детского дома предопределил ведущее место этих занятий в системе работы педагогов, которая организуется по целевым программам «Учись быть пешеходом», «Защити себя сам» и др. В реализации программы «Учись быть пешеходом» активно используется игровой модуль «Азбука дорожного движения» (производитель ООО «ПКФ “АЛЬМА”»). Педагоги разработали серии занятий с детьми младшего школьного возраста, игры и используют методические рекомендации, подготовленные к этому игровому оборудованию.

Таким образом, в детском доме педагоги и психологи успешно применяют здоровьесберегающие образовательные технологии. Их главный отличительный признак — использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов для решения задач сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Оставить отзыв
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
4 + 1 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.