Перейти к основному содержанию

Вы здесь

Роль технологии игр с водой в повышении реабилитационного потенциала дошкольников с овз в условиях совместного образования. Вечканова И.Г., Грызлова Л.Н., Кириллова Е.В., Шемякина С.Д.

Вечканова И.Г.

РГПУ им. А.И.Герцена

Грызлова Л.Н., Кириллова Е.В., Шемякина С.Д.

ГБДОУ № 5 Невского района С-Петербург

Реабилитационный потенциал лиц с ОВЗ  определяется в психолого-социологической литературе как комплекс биологических и психологических характеристик человека, а так же социально-средовых факторов, позволяющих в той или иной степени реализовывать его потенциальные способности (В.П.Белов, И.Н.Ефимов, М.В.Коробов, Р.М.Войтенко).  Потенциал  на уровне биологическом, организма у детей, посещающих ГБДОУ №5, компенсации их физиологических и психических нарушений не так высок, поскольку дети имеют сочетание более двух дефектов развития (ДЦП, генетические синдромы, сенсомоторная, речевая и интеллектуальная недостаточность).  Педагогический коллектив особое внимание уделяет повышению личностного уровня (ресоциолизации личности) и уровня социальной интеграции в общество за счет социально-средовых составляющих реабилитационного потенциала и расширения реабилитационного поля.     Замечая необыкновенную универсальность воды - она лечит, тренирует, расслабляет, питает, образовывает, дает жизнь – педагоги вместе с детьми  стали исследователями  свойств воды, с помощью которых вода приобрела такие удивительные способности.

Проектная деятельность с детьми, посещающими группы различной направленности (оздоровительные, компенсирующие для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, со сложной структурой дефекта) ГБДОУ №5 по изучению свойств воды организуется: 1)  в помещениях учреждения (групповых, холле с аквариумом, в кабинетах логопедов и дефектологов установлены ванны для игр с водой, из «Азбуки здоровья» модуль «Чистомой» и «Сухой душ» (ПКФ «Альма» С-Петербург), 2) в отделении гидрокинезотерапии (в бассейне, на морской тропе, в ванне джакузи, в солевой ванне), 3) в Монтессори-классе, 4) на прогулочной площадке (специальные желобы для хождения по воде, пуска плавающих игрушек). 

Педагоги,  повышая уровень образовательной составляющей реабилитационного потенциала, разделили возможность изучения влияния свойств воды на окружающий мир на две ступени: условно младший и старший возраст.

В младшем возрасте в ходе совместной деятельности в бассейне педагоги с детьми изучают следующие свойства воды и их применение в жизни:

  1. Вода находится практически везде: в человеке (детей знакомят с атласом мышц), в растениях, в пище. На данной ступени педагоги проводят психологическую реабилитацию детей с ОВЗ с целью преодоления водобоязни. Невозможно всего боятся. Если ребенок боится есть жидкую пищу, боится мыть голову в душе, боится намочить глаза в воде, боится брызг, боится захлебнуться в воде (поэтому все время поднимает голову), напрягая мышцы шеи - это снижает уровень анатомо-физиологической составляющей реабилитационного потенциала детей с ДЦП (особенно со спастичностью мышц).  Педагог и психолог анализируют, разделяют эти страхи на группы, вместе с родителями работают над преодолением каждого страха последовательно.
  2. Вода дает жизнь людям, животным и растениям. Вместе с детьми происходит украшение бассейна водяными лилиями, фигурками плавающих животных. Анализируются в ходе игр с игрушками с морскими и речными животными - игрушками. Изготовление водяных каскадов способом переливания воды игрушками, расположенными на разной высоте.
  3. Круговорот воды, испарение. В мире все взаимосвязано и человек – часть этого мира. Преодоление отчужденности и одиночества детей. Преодоление ощущения собственного бессилия: когда собирается  много капелек – получается сильная река. Вода может быть почти невидимой  (пар, туман), но тоже требует вдумчивого к себе отношения:  паром можно обжечься, в тумане можно заблудиться. Вместе  ищем ответ на вопрос: «Зачем нужны облака?»
  4. Температура воды. Изучаются противоположные свойства – польза и вред. Происходит логическое разъяснение страхов.  Прохладная  вода - закаливает, теплая – расслабляет, снижает напряжение мышц (учить детей ощущать анализировать свое состояние до и после плавания, ощущать мышечный комфорт в воде), горячая вода в душе необходима для гигиены тела, очень горячая вода, кипяток - опасна для здоровья, но необходима для приготовления пищи, с ней надо уметь общаться.
  5. Вода в  доме течет по водопроводу (кухня, душ, туалет). Бережливость человека по отношению к потреблению воды. Люди обязаны беречь чистую воду, очищать грязную воду.
  6. Прозрачность воды. Как доказать, что вода прозрачная а, например, молоко, нет? Каждому необходимо научиться нырять, чтобы увидеть интересный подводный мир. Безопасность жизнедеятельности: научить ребенка ориентироваться под водой с открытыми глазами. Здесь важна мотивация! Инструктор по плаванию рассказывает и детям, и родителям: «Я научилась нырять с открытыми глазами в 45 лет, когда в рамках соревнований необходимо было достать со дна бассейна мелких рыбок. Мотивация: «Победить!», помогла забыть, что у меня нет очков, а я не умею нырять с открытыми глазами». Вода может быть грязной, непрозрачной – в такой воде плавать нельзя.
  7. Вода может быть пресной и морской. В море растворены полезные для человека соли. Поводим эксперимент по растворению соли в игровых двигательных упражнениях. В реках и морях свой подводный мир. Мотивация к летнему отдыху у воды с родителями – это самый полезный отдых. Дети рассказывают родителям о своих открытиях.
  8. Вода удерживает на плаву людей, предметы. Что погружается в воду, что плавает на поверхности? Как ребенку плавать на воде и не тонуть: необходимо принять правильное положение туловища на поверхности воды. Анализ поддерживающей силы воды.
  9. Состояния погоды: штиль, легкие волны во время бриза, шторм на море. Как вести себя в разных погодных условиях. Безопасность жизнедеятельности: обучение спасению с помощью спасательного круга (необходимо держаться за шнур). Как помочь ближнему спастись? Безопасное поведение на воде изучается с помощью знаков безопасности  «Азбуки здоровья».

Профессии людей, призванных помогать при нахождении на воде (смотритель маяка, спасатель, лоцман, капитан). Изучение правил поведения в бассейне, алгоритмов действия при занятиях плаванием.

В старшем возрасте дети в ходе совместной деятельности в бассейне с  педагогами  изучают следующие свойства воды и их использование на благо человека:

  1. Вода - среда обитания многих живых существ. Преодоление водобоязни. Погружаемся в воду и оказываемся среди обитателей воды. Изучаем повадки водных животных: рыбы, осьминога, лягушки, ската, улитки, крокодила, моржа.    Как человек использовал свои знания о животных? Он придумал стили плавания. Подвижные игры с включением арсенала движений водных животных  расширяют двигательный потенциал детей и помогают каждому ребенку, имеющему определенную структуру двигательных нарушений найти свой, удобный способ плавания. Ребенок может придумать свое название собственного стиля плавания. 
  2. Вода удерживает на плаву людей и предметы. С помощью условно - схематичных визуальных обозначений упражнений (круг – «поплавок», стрела – «стрелочка», крест – «звездочка») дети доказывают поддерживающее свойство воды в индивидуальных упражнениях на всплывание. Затем мы соединяем нескольких схем, выполняя групповые упражнения – так называемые рисунки на воде. С детьми определяем важность взаимосвязи между каждым и между командами инструктора. Используются альтернативные средства коммуникации – жестовые обозначения.
  3. Вода прозрачная. Это свойство воды помогает детям успешно ориентироваться в воде, составляя маршруты ныряния. В совместных играх создают трехмерное  игровое пространство с помощью водного конструктора и обручей (например, проплыть горизонтально под дугой и нырнуть вертикально в обруч). Данной свойство можно изучать с бытовой посудой (разноцветные и полупрозрачные мисочки, стаканы, трубочки), в том числе с родителями дома. 
  4. Капиллярность воды. Вода по капельке впитывается в предметы, растения и выступает при сжатии. Человек использовал это свойство воды в своих целях. Игры с губками. Обучение правильной гигиене тела – перед бассейном работа с мылом и водой, а в бассейне с губкой и синтетической мочалкой (выжимать воду на тело).
  5. Вода текучая. Проводим различные эксперименты. Каждый ребенок выбирает себе предмет для эксперимента и доказывает, что вода течет. Игра с лейкой, водяной мельницей, ведром, воронкой. Согласованно ребята  поливают на игрушку - мельницу, чтобы она вращалась, не останавливаясь.
  6. Вода не имеет запаха, чистая вода не токсична, не опасна, полезна. Дети вспоминают, что течет она в наши дома по водопроводу. Моделирование водопровода из обручей, трубочек, воронок. (Дети делятся на две группы: одна составляет водопровод из обручей, другая группа проныривает в обручи поточным методом по кругу.  Постепенно обручи погружаются в воду все ниже).
  7. Изучение состояния воды. Замерзание воды. Лед, ледники, айсберги. Таяние воды. Экспериментирование с вмороженными в лед предметами (размораживание льда и доставание из него предметов). Дети ощущают закаливающий эффект воды и сравнивают с приятной теплой водой в бассейне.
  8. Вода растворяет вещества. Морская соленая вода. Растворение морской соли происходит при выполнении упражнения «Моторчик» (круговые движения предплечьями). Изучение с детьми в сюжетных подвижных играх  поведения при плавании в естественных водоемах. Как можно доплыть от буйков до берега. Выработка алгоритма безопасного поведения  в трудных ситуациях на воде. Проведение групповых спасательных операций. Дети доплывают до круга, захватывают круг за шнур, выдыхают в воду. Все благополучно возвращаются на берег.  Закрепление знания в тестовых заданиях «Хорошо-плохо», где дети выбирают правильный способ действия, показывая в качестве ответа пиктограммы, знаки безопасности из «Азбуки здоровья».

Что еще можно растворить в воде? Педагог побуждает детей к экспериментированию в домашних условиях с родителями (отвары трав, соли, пищевые красители,–  цветотерапия, спектротерапия).

При формировании плавательных умений особое внимание уделяется педагогами мотивационному компоненту реабилитационного потенциала личности. Главное для ребенка – получать удовольствие от плавания.  Важно, чтобы он чувствовал себя уверенно и безопасно в бассейне, ориентируясь на голос взрослого (инструктора, воспитателя, психолога).  Для этого взрослые все время рассказывают и объясняют, что ребенок делает и для чего. Таким образом ребенок постоянно включен в процесс освоения плавательных умений и не отвлекается на трудности, чувствуя поддержку педагогов.

При формировании плавательных умений обращается внимание на следующие компоненты. 1. Дыхание, поскольку от этого зависит  безопасность в воде.  При этом важно взаимодействие с психологом при психологической реабилитации ребенка (снятие страхов воды, подборе способов стимуляции ребенка к закрыванию рта в воде). 2. Основные движения в воде – ходьба, бег, ползание, работа с предметом. 3. Погружение в воду. 4. Всплывание. 5. Передвижение в воде – плавание.

Навыки формируются поэтапно, начиная с подготовительных упражнений по знакомству с водой, в ходе которых решаются задачи:

- формирование комплекса кинестетических, зрительных, тактильных, слуховых и вестибулярных рефлексов, соответствующих свойствам воды (прозрачность, температура);

- освоение чувства опоры на воду – ребенок привыкает к ощущению, что вода помогает двигаться, поддерживает.

 Происходит обучение детей прикладным способам плавания – плавание «для жизни».   Дети плавают и ныряют, опустив лицо в воду (классический стиль плавания), а также плавают, подняв голову над водой, для лучшей ориентировки в водном пространстве и уверенном зрительном контроле.  Они осваивают прикладные навыки, помогающие выработать рациональную позу пловца и оптимизировать собственные мышечные усилия.   Это такие навыки как скольжение, ныряние в длину и глубину, умение открывать глаза в воде, умение ориентироваться в критических ситуациях.

Цель основного этапа – повышение реабилитационного потенциала индивида за счет нравственно-этического потенциала малой группы:  формирование плавательных умений у детей при совместном освоении водного пространства, когда в условиях коллективных игр в воде образец деятельности здоровых сверстников выступает эффективным средством стимуляции активности детей с ОВЗ.

Затем вводится алгоритм  формирования совместного плавания:

- освоение плавательных умений ребенком с ОВЗ в рамках индивидуальных занятий, а нормально развивающимся ребенком -  на подгрупповых занятиях;

- формирование умения плавать рядом с ребенком, который имеет более высокий уровень сформированности интегративных качеств, ориентируясь на него;

- стимуляция нормально развивающихся детей к анализу собственных умений и  передаче знаний другим, к эффективной коммуникации в роли учителя.

 Таким образом, плавание воспринимается как способ достичь самоопределения и преодоления зависимости ребенка в социальном положении. 

Данный опыт ребенок может перенести как в домашнюю обстановку, так и расширить сферу общения в культурно-оздоровительных комплексах города.

Результаты и продукты проекта «Вода» дети демонстрировали в ходе физкультурного театрализованного досуга «Тайны водных глубин» в бассейне таким сказочным персонажам как  Кикимора, Русалка,  Нептун.  С использованием проектора и презентации проходила также совместная деятельность в бассейне «Плаваем, ныряем – свойства воды изучаем». В группе действовала лаборатория экспериментов «Радуга», где дети изучали свойства воды зимой и весной в природе, например, пуская голубые «ручейки» из пипетки по стеклу.

При выполнении упражнений для ознакомления воспитанников со свойствами воды в Монтессори-классе педагоги, как и при работе с другим Монтессори-материалом, преследуют прямые и косвенные цели. Прямая цель - это та, которую ставит перед собой ребенок, выбрав этот материал: перелить воду из одного сосуда в другой. А косвенные цели продумывает  Монтессори-наставница, когда ставит новый материал на полку в классе. Это развитие  координации, самостоятельности, мелкой и крупной моторики и т.д. Все предметы, используемые в наборе для одного упражнения, должны быть выдержаны в одном цвете.

Спокойная вода.

Материал: Чаша с водой.

Пряма цель: учиться контролировать движения своего тела, чтобы не нарушить покой воды.

Косвенная цель: познакомить воспитанника со свойствами воды.

Ребенок познает, что если он тронет стол, чашу или поверхность воды, то она начнет колыхаться. А если он будет сидеть тихо - вода будет находиться в состоянии покоя.

Цветы (эксперимент).

Материал: Чаша с водой, цветная бумага, ножницы.

Пряма цель: узнать, что будет, если бумажный цветок опустить на воду.

Косвенная цель: познакомить ребенка с физическими явлениями (бумага в воде промокает и расправляется в местах сгиба), знакомство со свойствами воды (вода проникает в бумагу и разрушает ее при продолжительном воздействии).

Ребенок познает, что при намокании лепестки бумажных цветов начинают «раскрываться».

С детьми вырезаем из цветной бумаги цветок (диаметром примерно 6 см). Сложим лепестки внутрь бутона. Положим цветок на поверхность воды. Когда лепестки промокнут, цветок раскроется.

Вывод: Когда вода проникнет в бумажный цветок. Волокна бумаги набухают. При этом лепестки начинают двигаться, «раскрываясь».

Переливание из одного сосуда в другой с помощью спринцовки.

Материал: поднос, две миски, в правой стороне вода (если ребенок правша, если левша, то емкость  с водой ставится слева), спринцовка, салфетка.

Пряма цель: перелить воду из одной емкости в другую.

Косвенная цель: развитие крупной моторики (ребенок несет поднос с материалом от полки до места, где он будет работать с ним), развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму, анализ сложных движений (ребенку очень сложно перенести спринцовку полную воды от одной миски к другой, удерживая ее в руке и при этом, не нажав на нее), запоминание последовательности действий (ведь можно без лишних движений перенести опустошенную спринцовку в миску с водой и только тогда разжать руку, для набора новой порции воды), обучение работе со спринцовкой, знакомство со свойствами воды (вода имеет форму той емкости, в которой оно находится в данный момент, если потрясти спринцовку с водой, то можно услышать звук воды внутри. Пустая спринцовка не издает звука при тряске).

Задача воспитанника перелить всю воду из одной емкости в другую не пролив ее.

Упражнение с пипеткой.

Материал: пипетка, форма для льда белая (на несколько ячеек), прозрачный стаканчик с подкрашенной водой, салфетка.

Пряма цель: заполнение ячеек водой.

Косвенная цель: развитие мелкой моторики (точных движений), подготовка руки к письму (пинцетный захват), обучение работе с пипеткой, знакомство со свойствами воды (воду можно подкрашивать и делить на капли).

При выполнении этого упражнения ребенок учится набирать воду в пипетку и выжимать из пипетки определенное количество капель. Так как вода подкрашенная, капли отчетливо видны на белом фоне формы для льда. Когда воспитанник справился с распределением капель по всем ячейкам, он может собрать их пипеткой обратно в стаканчик.

Мытье рук и чистка ногтей.

Материал: клеенчатые фартуки для взрослого и для ребенка, блюдечко для колец и часов, кувшин, тазик, мыло в мыльнице, щетка для ногтей, полотенце для рук, крем для рук, ведро, щетка на длинной ручке (для мытья таза), салфетка, тряпка для пола.

 Пряма цель: мытье рук и чистка ногтей.

Косвенная цель: анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие самостоятельности, тренировка пальцев и запястья, знакомство со свойствами воды (мыло без воды не пенится и не смывается с рук), воспитание культурно-гигиенических навыков.

Предметы располагаются слева направо в том порядке, в котором они будут необходимы по ходу действий. Педагог с ребенком надевают фартуки, снимают с рук украшения, набирают воду в кувшин, наливают в таз необходимое количество воды. Намочив руки, намыливают их и чистят щеткой ногти. Ополаскивают руки, вытирают их и смазывают кремом. Затем прибирают рабочее место. Сливают воду в приготовленное ведро, моют и протирают тазик. Вытирают стол и пол, если в этом есть необходимость.

В групповом помещении аналогичное упражнение по мытью рук под рукомойником возможно проводить с модулем «Чистомой» из «Азбуки здоровья» в игровых занятиях «Кукла -грязнуля», «В гостях у Мойдодыра», «Правила безопасности на воде».

  В ходе проектной деятельности по изучению свойств воды педагоги отмечают повышение уровня биологического реабилитационного потенциала: мотивации детей к занятиям плаванием, нарастание мышечной силы и выносливости при выполнении  плавательных упражнений.  Итоговый результат среди 76 детей с ОВЗ следующий: в младшей подгруппе выполняет задания с помощью взрослого – 44 %, плавает самостоятельно с поддерживающими средствами (нарукавники) -  44%, плавает самостоятельно – 12%; к старшему возрасту выполняет задания с помощью взрослого – 17%, плавает самостоятельно с поддерживающими средствами (нарукавники) -  30 %, плавает самостоятельно – 53% детей. 

В результате практического взаимодействия при совместной деятельности с детьми с ОВЗ по изучению свойств воды (в условиях бассейна, группы, Монтессори-классе) в реабилитационном потенциале увеличились  операциональный уровень (точность выполнения заданий с водой), уровень физического развития (уменьшилась спастичность мышц), эмоционально-волевой уровень (снизилась тревожность детей), родители отметили освоение правил безопасности, повышение личностного уровня (усиление взаимодействия между детьми), а также улучшение семейного благополучия, т.е. социально-средовой составляющей реабилитационного потенциала.

Оставить отзыв
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
4 + 15 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.